Первый запуск новой японской ракеты H3 окончился аварией (Видео)
Первый запуск новой японской ракеты-носителя (РН) H3 окончился аварией: специалисты дали команду на самоуничтожение ракеты после того, как не запустился двигатель второй ступени.
Запуск РН H3. Отрывок с трансляции. Credit: JAXA/VideoFromSpace.
Неудачный пуск был произведён 7 марта в 04:37 по московскому времени со стартового комплекса Ёсинобу Космического центра Танегасима. РН была запущена в конфигурации с двумя боковыми ускорителями и двумя двигателями первой ступени. Первая ступень и боковые ускорители отработали штатно и успешно отделились, но двигатель второй ступени LE-5B-3 не запустился, из-за чего специалисты дали команду на самоуничтожение РН.
РН H3 в полёте. Иллюстрация. Credit: Mitsubishi Heavy Industries/JAXA.
Полезной нагрузкой H3 был спутник дистанционного зондирования Земли ALOS 3 (Advanced Land Observing Satellite 3; или «Дайти-3», что можно перевести как «Земля-3») массой около 4 тонн, его планировалось запустить на солнечно-синхронную орбиту с высотой 669 километров.
Спутник ALOS 3 в космосе. Иллюстрация. Credit: JAXA.
Сам пуск переносился как и из-за технических проблем, так и из-за непогоды. Первая попытка запуска, которая состоялась 17 февраля, была автоматически прервана из-за того, что не запустились боковые ускорители. Связано это было со сбоем в системе управления первой ступени.
H3 разрабатывается в качестве замены H2, предыдущей японской ракеты. H3 будет крайне гибкой (заказчикам запусков предложен ряд конфигураций РН, собираемых из различных блоков: 2 варианта первой ступени, отличающееся наличием 2 или 3 кислородно-водородных жидкостных ракетных двигателей LE-9; 0, 2 или 4 твердотопливных ускорителя SRB-3; короткий или длинный головной обтекатель) и дешёвой двухступенчатой РН, что позволит конкурировать на стремительно развивающимся рынке пусковых услуг. Из-за такой вариабельности H3 в одних конфигурациях может быть классифицирована как РН среднего класса, а в других — как тяжёлая. На второй ступени, которая и стала причиной аварии, установлен кислородно-водородный жидкостный ракетный двигатель LE-5B-3.
В целях уменьшения стоимости запуска некоторые элементы H3 были упрощены, другая часть облегчена благодаря новым технологиям (например, авионика), а часть деталей была изготовлена с использованием 3D-принтеров.
Как и H2, новая ракета была разработана группой японских компаний, во главе которой стояла Mitsubishi Heavy Industries, при поддержке Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA). H2 считается крайне надёжной РН, так как последняя её авария произошла в 2003 году. Будем надеяться, что и H3 также сможет считаться надёжной ракетой.
Источник: kosmos-x.net.ru